Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально- этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.
Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе обучения и воспитания:
- дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально- этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Антикоррупционное воспитание осуществляется в контексте следующих направлений:
- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- формирование необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с коррупционными явлениями и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;
- формирование психоэмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;
- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.
В рамках антикоррупционного воспитания и дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, в классах проведены классные часы «Что я знаю о коррупции?», проведен информационный час «Цена подарка» в 10-11 классах, ребята из 9Б-2 подготовили рекламный видеоролик, а ребята 8Б-1 нарисовали плакат антикоррупцинной тематикой и приняли участие в конкурсе «Вместе против коррупции!». 2-6 декабря в школе проведен конкурс среди учащихся на лучший плакат антикоррупционной направленности «Имею право жить без коррупции».